Мнения

Не секрет, что «национальный вопрос» занимает важное место в жизни Пермского края.

На территории Прикамья сегодня проживает свыше 120 национальностей. Лидеры и активисты этнических сообществ прочно входят в социокультурное пространство региона, являясь безусловными представителями общественно-политических элит, поскольку выражают интересы этнических сообществ, проживающих в Пермском крае. Их вовлечение в жизнь региона через участие в разработке и реализации Общественного договора — одна из ключевых задач исполнительных органов государственной власти.

Пермского края. Что же такое Общественный договор и какое отношение он имеет к сфере межэтнических отношений?

Само понятие «договор» подразумевает наличие двух сторон, объединенных какими-то общими интересами. При этом каждая из сторон обладает определенным ресурсом, в котором заинтересована противоположная сторона. В нашем случае стороны — это исполнительные органы государственной власти Пермского края, с одной стороны, и лидеры этнических сообществ, с другой. Есть ли у этих сторон общие интересы и каковы их ресурсы? В сфере межэтнических отношений для нас главная цель — создание условий стабильного и устойчивого развития самобытной этнической культуры народов. Для большинства общественных организаций, работающих в межэтнической сфере, эта цель также являются основными в повседневной работе. Таким образом, интересы сторон совпадают.

Ресурс органов власти — это возможность поддержки (и не только материальной) тех или иных идей и инициатив. Ресурс лидеров этнических сообществ — их уникальность, этнокультурный потенциал, желание развивать традиции добрососедства и взаимного уважения. А ведь сегодня именно человеческий ресурс, развитие потенциала личности являются главной ценностью и залогом успешного развития для любого общества. Как видно, стороны имеют общие интересы и обладают важными ресурсами. При этом, очень важно понять и то, что ни одна из сторон может достичь своих целей в полной мере, не обладая ресурсом противоположной стороны. Таким образом и возникает ситуация необходимости заключения Общественного договора — обмена ресурсами на взаимовыгодных условиях. Однако не нужно рассматривать Общественный договор как предоставление властями набора услуг в обмен на лояльность, налоги и отказ обществом от части своих прав. Общественный договор — это, прежде всего, переговорный процесс, требующий активного участия обеих сторон. Этот процесс можно назвать реализацией Общественного договора. И здесь хотелось бы остановиться на тех условиях, в которых реализация договора возможна.

Во-первых, если мы, исполнительные органы государственной власти Пермского края, выступающие от имени всего населения региона, ставим себе задачу о включении того или иного этнического сообщества в конструктивный диалог, мы имеем право использовать свой ресурс для поддержки идей и инициатив, которые отвечают интересам Пермского края. И здесь нет какого-то сговора или пресловутого «административного ресурса». Если активисты какого-либо этнического сообщества видят своей целью нарушение существующей стабильности в Пермском крае, пропаганду насилия, неуважительного отношения к разным культурам, мы не будем с ними сотрудничать, даже если их авторитет среди соплеменников весьма высок.

Второе — это активное участие в жизни своего народа. Если в сфере межэтнических отношений возникает сложная или даже конфликтная ситуация, лидер этнического сообщества не должен спокойно сидеть ждать помощи. Он должен сам активно участвовать в разрешении проблемы, не ждать, когда она станет более серьезной. Прежде чем обвинять кого-то, он должен ответить себе на вопрос «А что я сделал, чтоб этого не допустить?» И если он будет действовать в этой логике, многих проблем удастся избежать.

Третий момент — это результативность работы. Например, если в рамках бюджета оказывается поддержка СМИ на национальном языке, то это СМИ не должно быть «мертворожденным». Люди, которые работают над его созданием, должны стараться сделать его востребованным, актуальным для своего этнического сообщества. А лидер, в данном случае редактор СМИ, должен нести личную ответственность за расходование ресурса. Он должен понимать, что его работа нужна не только власти, но и ему самому. Ответственность за успешность должна быть взаимной. И это касается не только СМИ, но и всех других направлений работы. Поддержка из бюджета не должна превращаться в «зарплату за национальность» лидеров этнических сообществ, она должна быть признанием результативности их работы.

Таким образом, следование общим интересам Пермского края и способность результативно и ответственно трудиться — необходимые условия для реализации Общественного договора.

Имея общие интересы и обладая ресурсами, органы власти и этнические сообщества не просто могут, а должны договариваться. Ведь только в условиях договора возможно достижение той мечты, к которой мы все вместе стремимся.

Неганов Сергей Васильевич,
Заместитель руководителя, директор департамента внутренней политики
Администрации губернатора Пермского края